Европейская Конфедерация Психоаналитической Психотерапии

Хабаровский Центр психоанализа

ул. Ленинградская 87

тлф. 93-25-04

Психотерапевтическая помощь детям

Детская психоаналитическая психотерапия, опирается на идеи психоанализа о том, что детский эмоциональный опыт влияет на всю последующую жизнь человека.

Надо отметить, что в мировой практике в решение детских психологических проблем, психоаналитики были первыми в оказании психологической помощи детям и имеют большой практический опыт, многолетнюю историю и достаточно хорошо разработанную теоретическую и практическую базы.

Исследуя психическое функционирование ребенка, психотерапевт исходит из того, что у ребенка есть основания вести себя определенным образом, так как, не обладая способностью рассказывать о своих переживаниях, он показывает свое неблагополучие посредством «порождения» симптомов, через которые пытается привлечь внимание родителей, воспитателей.

На какие признаки (симптомы) в поведении ребенка мы, родители, воспитатели, должны обратить внимание, которое может стать поводом для обращения к детскому психотерапевту?

Вот наиболее распространенные симптомы, наблюдаемые более 3-4 месяцев:

  • заикание, тики, энурез, частые запоры или диарея, кожные аллергии, нарушения сна и питания;
  • частые простудные заболевания, недомогания неясного происхождения и обострения хронических заболеваний;
  • устойчивые ночные и дневные страхи, страшные сны, зависимости, навязчивые действия, навязчивые движения и ритуалы;
  • длительные нарушения эмоционального состояния; необоснованные частые перемены настроения, частая задумчивость, уход в себя, патологическое фантазирование; агрессивность, гиперактивность или сниженная активность;
  • трудности в общении со сверстниками, братьями и сестрами, а также со значимыми взрослыми; замкнутость, стеснительность, ранимость, неуверенность;
  • вредные привычки: грызение ногтей, сосание пальца, выдергивание волос и пр;
  • смерть близких, развод родителей, новый брак, конфликтные отношения в семье.

Ребенок - это понимающее и говорящее существо. Этот подход является базовым в детской психоаналитической психотерапии.

В силу неразвитости своей психики ребенок является самым психологически уязвимым и зависимым от обстановки в семье. Поэтому проблемы ребенка не изолированы от проблем родителей.

Ребенку сложно выразить свои чувства, мысли или описать причины своих действий или поступков при помощи слов, но он многое косвенно «сообщает» в терапии в процессе игры — как чувства, о которых он хорошо знает, так и те, которые он не осознает.

С помощью анализа поведения и развития ребенка, взаимоотношений в семье, терапевту удается понять механизмы, по которым формируется симптом и работать с его причиной.

Работа с детьми основана на понимании тех бессознательных процессов, которые формируют проблемы в поведении ребенка.

Решение о психотерапевтической помощи исходит не от ребенка, так как он часто не осознает своих проблем, а от родителей.

Детский психотерапевт работает в тесном сотрудничестве с родителями ребенка, периодически с ним встречаясь. Ему необходимо заручиться поддержкой родителей для обеспечения эффективной терапии ребенка. Возможно, и родителям необходима помощь в выполнении их родительских функций: консультация, индивидуальная психотерапевтическая работа с одним или с каждым из родителей.

Качественное отличие детского психотерапевта от психологов, работающих в системе образования:

Педагог-психолог - акцент направлен на психические процессы и интеллектуальное развитие ребенка, его задача – выяснить нарушения и скорректировать развитие памяти, внимания, речи, мышления.

Детский психотерапевт - фокус внимания направлен на эмоциональный мир ребенка, его внутренние переживания, и, как следствие, особенности поведения.

Надо отметить, что в основе многих интеллектуальных нарушений лежат эмоциональные проблемы ребенка – его негативные переживания, которые могут оказывать влияние на развитие интеллекта, что может вызвать проблемы в обучении.